Реабилитация при нарушениях осанки

Профилактика и коррекция нарушений осанки - процесс не только лечебный, но еще и профилактический, а так же воспитательный. Лечебную физкультуру при нарушениях осанки мы уже рассматривали. Теперь рассмотрим общий подход и концепцию реабилитации, а самое главное профилактику при нарушениях осанки.

Реабилитация при нарушениях осанки

Привет.

Некоторое время назад я рассматривал некоторые вопросы реабилитации при нарушении осанки. И даже публиковал физические упражнения, которые можно использовать при наличии легких нарушений. Но в итоге решил, что рассматривать какой-то один вид реабилитации, или один подход в отрыве от всего процесса в целом не совсем верно. Восстановление осанки это не только физические упражнения. Это еще и образ жизни, повседневное поведение. А самое главное — понимание причинно-следственной связи нарушения осанки и ее последствий. Так что давайте рассмотрим этот вопрос всесторонне.

Что такое осанка с физиологической точки зрения

С точки зрения физиологии осанка это динамический стереотип положения организма. В младшем возрасте как правило осанка не бывает устойчивой и твердой. Причин этому много. Но основная — это неравномерное развитие костного, связочно – суставного аппарата и мышечной системы в целом. Так же осанка может зависеть от состояния нервно-мышечного аппарата, психики, эластических свойств межпозвоночных дисков, состояния хрящей, суставов позвоночника, таза и нижних конечностей.

Особенности осанки в различный возрастной период

Реабилитация при нарушениях осанки имеет свои возрастные особенности. Например, в дошкольном возрасте плечевой пояс смещается немного вперед, изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.

В школьном возрасте изменяется стереотип поведения — а именно ребенок садится за парту. В этот период нарушения осанки появляются чаще всего. По данным Д.А Ивановой у детей школьного возраста нарушение осанки встречается в 67% случаев.

Соответственно и степень искривления позвоночника наиболее выражена у детей школьного возраста. Мы не будем долго описывать все нюансы изменения осанки по возрастам, но думаю сложно не согласиться с тем выводом, что наиболее часто нарушения осанки встречаются у детей школьного возраста.

Три степени нарушения осанки

1 степень – самая легкая. Она характеризуется небольшим искривлением осанки, без физиологических нарушений. Устраняется достаточно легко, например изменением положения.

2 степень — средняя степень тяжести. Нарушение осанки на этой стадии уже достаточно очевидно визуально, так же могут проявляться дополнительные медицинские симптомы. На этом этапе для исправления осанки уже требуется разгрузка позвоночника, лечение положением, физические упражнения.

3 степень — самые глубокие и очевидные нарушения осанки, при которой физические упражнения и разгрузка позвоночника уже не помогают. Может сопровождаться другими сопутствующими заболеваниями.

Помимо степени нарушений осанки по выраженности можно рассмотреть типы нарушений осанки по видам физиологических изгибов. Например — сутулость, круглая спина и кругло-вогнутая спина. Есть более выраженные нарушения осанки и строения позвоночного столба, но дополнительно мы их рассмотрим когда будем разбирать сколиозы.

Профилактика нарушений осанки

В раннем возрасте, когда нарушения осанки еще не такие критические, лучшее что можно сделать это не допустить их дальнейшего развития. Но при этом этот этап является и самым сложным. Потому что ребенку сложно объяснить, что такое нарушение осанки, и почему нужно заботиться о том чтобы ее не было. Если занять ребенка физическими упражнениями еще можно, то в плане повседневного поведения уже сложнее. Потому что это связано с необходимостью выбирать правильное положение за партой, при определенных занятиях. На данном этапе большую роль имеет психологическое воздействие, нежели физическое. Потому что в дошкольном и раннем школьном возрасте как правило нарушений на уровне изменения костного скелета еще нет.

Большую роль на данном этапе играют родители. Они должны осуществлять контроль за навыками правильной осанки в быту, а так же при различных видах труда и отдыха ребенка.

При вторичных нарушениях осанки как раз подключается лечебная физкультура. Упражнений для корректировки положения скелета много, их можно посмотреть здесь. Целью же лечебной физкультуры является создать улучшенные условия для улучшения подвижности позвоночника, закрепить навык правильного положения туловища. И соответственно привить навык ощущения правильной осанки, выработать общую и силовую выносливость мышц туловища.

Не менее важную роль при нарушениях осанки имеет массаж.

Занятия в воде или гидрокинезотерапия

Занятия в бассейне — не менее, а то и более важный фактор при наличии нарушений осанки. Большинство детей необходимо адаптировать к воде с раннего возраста. Помимо преимуществ для здоровья вода дает мощный положительный эмоциональный фактор.

Помимо непосредственной корректировки осанки посещение бассейна несет еще два положительных фактора для здоровья ребенка. Это разгрузочное положение в воде и закаливание организма. Для достижения наибольшего эффекта и пользы для здоровья вода должна быть комфортной температуры, 28 — 30 градусов.

Разработан, и давно доказал свою эффективность целый комплекс упражнений в бассейне, позволяющий не только корректировать осанку, но и укрепить здоровье а так же закалить ребенка в целом. Но он достаточно объемный, а так же заслуживает отдельного рассмотрения.

Итог и вывод

Как видите, пока мы с вами рассмотрели ранний детский возраст и тот период жизни, когда нарушения осанки можно скорректировать простыми вещами. Коротко можно назвать три пункта, которые являются ключевыми. Это

  • динамический стереотип ( правильное положение ребенка при посадке, занятиях и активном отдыхе )

  • лечебная физкультура ( возможность корректировки осанки и укрепления костного скелета с помощью физических упражнений )

  • Занятия в бассейне — все то же, что в двух пунктах выше плюс закаливание и динамическая разгрузка позвоночника.

Конечно, лучше всего предупредить нарушение осанки на ранних этапах и в раннем возрасте. И не доводить глубину нарушений до сколиоза, а так же необходимости обращаться к ортопедам. Старался написать этот текст максимально упрощенно, без медицинской терминологии. Возможно даже что то упустил из виду. Но моей целью было больше рассказать про важность и необходимость ни в коем случае не недооценивать этот вопрос. А так же, в случае наличия нарушений постараться устранить их на более ранних этапах, используя три подхода описанных выше.

Не болейте. И развивайте своих детей -:). Занимайтесь спортом сами и вместе с ними тоже.

 Врач – Физиотерапевт Карасенко В.П.
 Источники:
 Миронова Е.А. – Реабилитация при нарушениях осанки. Основы физиотерапии и физической реабилитации.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Врач физиотерапевт реабилитолог остеопат Карасенко Владимир
Добавить комментарий

8 − 3 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.